Помошь ресурсу:

















Новая методоогия ТГП.
ТГП для юридических специальностей
ИСКАТЬ НА OZON.RU
Поиск по сайту

Здравствуйте!

Добро пожаловать на сайт, посвященный Теории Государства и Права!
Он тебе поможет эффективно подготовиться с зачету или экзамену по ТГП, а также изучить необходимый минимум теории.

Каталог статей

Рабочая программа по ТГП:

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

 

ФОРМЫ  ГОСУДАРСТВА

 

ПЛАН

 

1.    Понятие  и основные  элементы формы  государства.

2.    Форма государственного правления.

3.    Форма государственного  устройства.

4.    Политический  режим.

 

ВОПРОС 1. Понятие и основные  элементы  формы  государства.

 

Любое  государство  объединяет,  представляет,  защищает и организует совместную  деятельность людей, проживающих на  определенной  территории.  Между  государством и обществом  существуют  прямые и обратные  связи,  имеющие  важное  значение  как  для  общества в  целом,  так  и  для  каждого  человека  в  отдельности.  Поэтому  с  момента  возникновения  государства  наиболее  актуальным  является  вопрос наиболее  целесообразной  организации, устройства и осуществления  государственной  власти.  Именно  форме  государство  обязано своим  возникновением  и существованием.  Она  является  способом  существования и внешнего  проявления  определенного  содержания.

Форма  государства представляет собой  совокупность  существенных  способов  организации,  устройства и осуществления  государственной  власти.  Это  предполагает  внутреннее  объединение,  упорядочение и взаимодействие  основных  элементов  содержания  государства,  обеспечивающих  его  самоорганизацию для  надлежащего  взаимодействия  с  окружающей  средой и удовлетворения  социальных  ожиданий  общества.   

Основными  структурными  элементами  формы  государства  являются:

1. Форма  правления, представляющая  собой порядок  организации высшей государственной  власти,  особенности  ее  взаимодействия  с  населением  и  иными  государственными  органами. 

2. Форма  государственного  устройства, которая  отражает территориальную  организация государственной  власти с  учетом  внутреннего деления  государства  на  части,  взаимоотношений  органов  государств аи его  частей  между  собой.

3. Политический  режим отражает  систему  приемов и способов  осуществления  власти.

Таким образом, рассмотрение формы  государства  как единства трех  основных  элементов позволяет дать  характеристику  государства  с  позиции  того,  как организована  верховная  государственная  власть,  каковы  принципы  ее  взаимодействия с  населением, каким  образом  государство в  целом  строит  свои  взаимоотношения  с  входящими в него  составными  частями,  а  также  с  помощью  каких способов и методов  осуществляется государственная  власть.

Особенность  формы  конкретного  государства зависит от  влияния  окружающей  среды, а именно от экономического  развития, культуры,  национального  состава  населения, исторических  традиций,  соотношением  политических  сил, размерами  территории  и т.д.  В  свою  очередь,  специфика  элементов  формы и особенность  их  взаимодействия  предопределяют своеобразие  формы государства   в  целом и многочисленность форм  реальных  государств. Кроме  того,  в  процессе  исторического  развития формы  государств  под  влиянием различных  внутренних и внешних  обстоятельств  постоянно  подвергаются  изменению.

 

ВОПРОС 2.  Форма государственного  правления.

Форма  правления  представляет  собой  порядок организации  государственной  власти. Форма  правления характеризует способ замещения  должности главы  государства и высших  должностных  лиц. Порядок замещения должности главы государства определил две  основные  формы  правления:  монархию и республику. Разновидности  их  определяются   соотношением полномочий законодательной и исполнительной  власти,  распределенных  между  главой государства,  парламентом и правительством  в  конкретной  стране, и  вытекающим отсюда  порядком  их  формирования.  

МОНАРХИЯ.  В  переводе с  греческого данный  термин  означает единовластие.  Однако  монархия – это  не  просто власть одного, а в современном понимании  власть  наследуемая.  Выделяют  следующие  разновидности данной формы  правления:

Абсолютная  монархия.  Эта  форма  правления  типична для  позднего  феодализма.  Характеризуется  она  тем, что в  руках  монарха  сосредотачивается  вся  полнота  государственной власти. Он  сам  издает  законы, может  непосредственно  руководить  административной  деятельностью,  назначать  для  этого  правительство,  вершить  высший  суд. Никаких  юридических ограничений  его  власти  нет,  хотя  политические, морально-этические,  религиозные  и иные  могут  присутствовать  и  обычно в той  или иной  мере присутствуют.  Подданные юридически  бесправны,  поскольку  все  их  права  принадлежит  монарху.

В  современных условиях  абсолютными  монархиями  являются Саудовская  Аравия, Оман. Такие  государства могут сегодня  иметь   Конституции, которые в  полной  смысле  таковыми  не  являются,  поскольку  не  ограничивают  власть  монарха.   Для  абсолютной  монархии  характерен авторитарный  политический  режим.

          Дуалистическая  монархия. Это первоначальная  форма ограниченной,  или конституционной  монархии. Здесь  наблюдается  возникающее  разделение властей, в  частности отделение законодательной власти от исполнительной.

          Законодательная  власть принадлежит парламенту,  который избирается  подданными или  их  определенной  частью,  если  избирательное  право цензовое.  Исполнительная  власть принадлежит монарху,  который  осуществляет  ее  непосредственно или  через  назначаемое  правительство. Судебная  власть также принадлежит монарху,  однако  может быть и более  менее независимой.  Разделение властей при  данной  форме  правления  обычно урезано. Хотя   законы  принимаются  парламентом,  монарх пользуется правом абсолютного вето,  то  есть  без  его  утверждения закон  не  вступает  в  силу. Кроме  того,  монарх обычно может издавать чрезвычайные  указания,  имеющие силу  закона и даже более  высокую  силу,  а главное – может распускать парламент,  заменяя  фактически  дуалистическую  монархию абсолютной.  (Так,  например,  в  Иордании после  роспуска  парламента  в 1974 году очередные  парламентские  выборы   состоялись  только 1989 году).                Правительство,  если  таковое  есть,  за  свою  деятельность несет ответственность лишь  перед  монархом. Парламент  может воздействовать на  правительство,  только  используя  свое право  утверждать  бюджет государства. 

          Как  для  абсолютной  так и  для  дуалистической  монархии типичен  авторитарный  политический  режим. А  сама дуалистическая  монархия есть выражение компромисса между властвующей верхушкой общество и остальной  его  частью,  в  которой преобладание  все же  остается за  монархом и  его  окружением.

          Парламентская  монархия.  Эта  форма правления  существует  обычно в высокоразвитых  странах,  где  переход  от  аграрного  строя  к  индустриальному сопровождался   преимущественно  не  ломкой  прежних  институтов  власти, а  постепенным  их  преобразованием   и  приспособлением к  новым условиям. (Англия, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада и др.). Здесь наблюдается развитое  разделение властей при  признании верховенства  парламента  над  исполнительной  властью, демократический или либерально- политический  режим.  Верховенство  парламента обычно  выражается  в том, что правительство,  которое  обычно назначается  монархом, должно  пользоваться  доверием  парламента (или  его  нижней  палаты),  а  монарх, следовательно  вынужден  назначать  главой правительства лидера  партии,  имеющего  большинство в парламенте  (нижней  его  палате),  либо  лидера партий, располагающих  таким  большинством.  Монарх  при  данной  форме  правления «царствует, но  не  правит». Правом  вето  в отношении  законов,  принятых  парламентом,  даже если  оно принадлежит монарху,  он  либо  не  использует,  либо  осуществляет  это  право по указанию  правительства.   Как  правило,  монарх  лишен возможности  действовать  самостоятельно,  и  все  исходящие  от  него  акты обычно  готовятся  правительством. Тем  самым  глава правительства или министр  принимают  на  себя  ответственность за  данный  акт монарха,  так как  сам  монарх  не  ответственен. Главный политический признак парламентской  монархии  - политическая  ответственность правительства перед  парламентом за свою  деятельность. Если  парламент  выразит  правительству недоверие или  откажет  в  доверии, правительство должно быть отправлено  в  отставку. Однако,  подобное  полномочие парламента,  как  правило,  уравновешивается  правом  правительства  предложить  монарху распустить  парламент и назначить  новые  выборы.

РЕСПУБЛИКА.  Это  такая форма  правления,  которая  характеризуется выборностью главы  государства,  именуемого  обычно  президентом.  При  прочих  равных  условиях  республика – наиболее демократическая  форма  правления,  поскольку  предполагает,  что  полномочия  любой  ветви  власти,  любого  высшего  его  органа,  включая  главу  государства,  в  конечном  счете основываются  на  мандате  народа.  Различие  между  отдельными  видами  республик  состоит в  характере взаимоотношений  между  законодательной  и  исполнительной ветвями  власти.

Президентская  республика.  В  данном  виде республики наиболее  последовательно  проведен  принцип разделения  властей,  а  взаимоотношения  между  ветвями  власти строятся  на  базе принципа  сдержек и противовесов.  Главный  признак  данной  формы правления – отсутствие у исполнительной  власти ответственности  перед  парламентом за  проводимую  им  политику. Парламент  не  может  смещать  ее должностных  лиц,  если  они  не  нарушили  закон. Для  своей  деятельности  исполнительная  власть  не  нуждается  в  доверии  парламента.

Сдержки  и  противовесы при  данной  форме  правления,  проявляются,  в частности  в том,  что  президент может  затормозить  законодательную деятельность,  налагая  на  принятые  парламентом  законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное  большинство в  обеих  палат.  В  свою  очередь  парламент  может  воспрепятствовать  назначению  президентом должностных  лиц,  кроме  того, он  ратифицирует  подписанные  президентом международные  договоры.

Парламентская республика. К  этой  форме  правления относятся  все  сказанное  выше о  парламентской  монархии,  за  исключением вопроса о главе  государства. Вместо  слабого  монарха при  этой  форме правления  существует  слабый  президент, который, как  правило, выбирается   парламентом.  Главный  признак  этого  типа  республики  - политическая ответственность правительства перед  парламентом. Ответственность эта  зачастую солидарная,  то  есть  недоверие  одному  члену  правительства,  особенно  главе  государства,  влечет отставку  всего  правительства. Вместо  ухода  в  отставку  правительство может  требовать от  президента  распустить парламент и назначить  новые  выборы.

Смешанная  республика.  Такая форма  правления  сочетает  в  себе  признаки и президентской и парламентской  республики.   Как  показывает  практика,  эта  форма  правления  эффективна  при  условии,  что  правительство,  опирающееся  на  парламентское большинство,  и  президент придерживаются  одних  политических взглядов.   В  целом  ряде стран с такой  формой  правления  глава государства  избирается  гражданами,  что  характерно  для  президентской  республики,  и  имеет  ряд  полномочий,  дающих  ему  возможность активно  вторгаться  в  политический  процесс, однако на  практике  он  ими не  пользуется.                        

 

ВОПРОС 3.  Форма государственного  устройства.

 

Внутреннее деление  государства,  правовое  положение  его  частей,  их  взаимоотношения  друг  с  другом и с центральными  органами  власти охватываются  понятием «государственное устройство». Выделяют  два  основных  вида  государственного  устройства:  унитарное и федеративное.

Унитарное  государственное  устройство предполагает  существование  слитного  государства,  подразделяющегося  на   лишь  на  административно – территориальные  единицы,  не  включающего  в себя  никаких  государственных  образований.   В  нем  господствуют  единые  конституционные  принципы,  существует  одна  система   центральных  органов  власти,  как  правило,  функционирует  единая  валютная  система, одна  армия и т.д.   В  зависимости  от  степени  централизации унитарные государства делятся  на  централизованные и децентрализованные.  В  бюрократических  централизованных  государствах   во  главе  местных  органов государственной  власти стоят  назначенные центром  чиновники, которым подчиняются  местные  органы  самоуправления. Демократическая  форма централизации допускает большую  степень  самостоятельности  выборных  местных  органов государственной  власти в  отношении региональных  вопросов.  

Таким образом, признаками  унитарного  государства  являются:

-        единство и целостность  территории;

-        единая  система  высших  государственных  органов;

-        единая  система  законодательства;

-        унитарное  государство  основано  на  принципе централизации.

Федеративное  государственное  устройство предполагает существование  государства,  включающего  в  себя другие  государственные  образования.  Федерация – представляет  собой союзное  государство,  объединяющее   государственные  образования,  каждое  из  которых имеет  свои  органы  государственной  власти. Федерация  обладает  собственным  суверенитетом,  федеративными  органами  государственной  власти,  федеративной  конституцией, армией,  системой  федеральных  органов, системой федеральных налогов.

Признаками  федерации  являются:

-        союзное  государство, части  которого обладают  широкой  автономией;

-        двойная  система законодательства (федеральное и региональное);

-        двойная  система  гражданства.

Существует  три  модели федераций:  территориальная, национальная,  смешенная.

 Традиционно  наряду  с  формами  государственного  устройства  рассматривается  конфедерация,  хотя  государством  этот  союз  не  является.

Конфедерация – это  союз государств,  образующихся  на  основе  договора. Субъекты  конфедерации имеют  право  свободного  выхода  из  союза  чего нет

в  федерации.  Суверенитет в  конфедерации  принадлежит государствам,  входящих  в  ее  состав.  Никакие  решения союзной  власти  не  имеют  силы  без  согласия  субъектов  конфедерации.  В  предметы  ведения  конфедерации входит небольшой  круг  вопросов:  войны и мира,  внешней  политики, формирования  единой  армии, общей  системы коммуникаций, разрешения  вопросов  между  членами конфедерации и т.д.

В  конфедерациях  образуются  только  те  государственные  органы,  которые  необходимы  для  осуществления  задач,  особо  выделенных по  договорным  актам.  В  частности,  нет  судебных органов   и  ограничен круг  органов  исполнительной  власти. Парламент конфедерации формируется органами  ее  субъектов, которые  обязывают своих  делегатов неукоснительно следовать выданным  им  инструкциям и указаниям. Постоянно действующие  государственные  органы конфедерации лишены  властных  полномочий.

Бюджет  формируется за  счет добровольных  взносов субъектов.  Субъекты  конфедерации имеют  право устанавливать таможенные  и  иные  ограничения,  препятствующие передвижению  лиц,  товаров, услуг, капиталов.

В конфедерации нет союзного  гражданства;  как  правило, отсутствует система денежного  обращения.         

 

ВОПРОС 4.  Политический  режим.

 

С формой  государства тесно  связан  политический  режим,  значение  которого в  жизнедеятельности  той  или  иной  страны  исключительно  велико. Так  изменение  политического  режима (даже если  форма  правления или  форма  государственного устройства остаются  прежними) обычно  приводит  к  резкому  изменению  внутренней  и  внешней  политики  государства.   Вызвано  это  тем,  что политический  режим  связан  не  только  с  формой  организации  власти,  но и  с ее  содержанием.

Политический режим – это методы  осуществления  политической  власти,  итоговое  политическое  состояние  в  обществе,  которое  складывается  в  результате взаимодействия  и  противоборства  различных  политических  сил, функционирования   всех  политических  институтов  и  характеризуется  демократизмом  или  антидемократизмом.

Приведенное  определение  позволяет  выделить  следующие признаки  данного  феномена:

- политический  режим,  прежде  всего,  зависит  от  того,  какими  методами  в  государстве  осуществляется государственная  власть. Если  это  методы  убеждения,  согласования,  законности,  парламентаризма,  если  применяется  только правовое  принуждение,  то  налицо  прогрессивный,  демократический  режим.  В  случае,  если  на  первый  план  выходят методы  насилия,  в  государстве  складывается  реакционный,  антидемократический  режим.  Существуют  режимы,  где в  той или иной  мере  сочетаются  оба  эти  начала.

          - в  каждой  стране политический  режим определяется соотношением,  раскладом  политических  сил. В  странах,  где  существует устойчивый  баланс  политических  сил   или  достигнуто  долговременное  национальное согласие,  результатом  такого  согласия  является стабильный  политический  режим.

          Политический  режим отражает  соотношения между  государством и  обществом,  а  также  государством и человеком. Данное понятие  имеет значение как  в  узком  смысле  слова  (как совокупность  приемов  государственного  руководства),  так и в широком  смысле  слова  (как уровня  гарантированности  политических  прав и свобод  личности,  как степени соответствия официальных конституционных  правовых  форм  политическим  реалиям,  как  характера  соотношения  властных  структур  к  правовым  основам  государственной  или  общественной  жизни). 

Можно  выделить  два  основных  типа  политических  режимов:  демократический и антидемократический.

Демократический  режим  характеризуется  высокой  степенью политической  свободы  человека,  реальным  существованием  политических  и  правовых институтов.  Граждане  могут  оказывать  влияние  на государственное  управление  обществом.  Демократический режим  обычно  находит  выражение  в  конституциях и  иных  правовых  актах,  регулирующих развитые  формы участия граждан в  политической  жизни.  В  данном  режиме  развиты  институты представительной  и  непосредственной  демократии,  гарантированы  гражданские и политически права  и  свободы,  имеются  независимые  средства  массовой  информации, партийный  плюрализм и т.д. Органы  публичной  власти  прибегают  к  насилию лишь  в крайних  случаях.

Признаки  демократического  политического  режима:

1) народ, будучи  источником  власти,  самостоятельно  формирует представительные  органы  власти, активно  участвует  в  управлении  обществом,  контролирует  деятельность  исполнительного  аппарата;

2) управление  общественными  делами  осуществляется  на  основе  принципа  разделения  властей  и  расширения  практики  местного  самоуправления;

3) обеспечивается  идеологический  и политический  плюрализм;

4) устанавливаются  демократически  методы  государственного управления,  существует примат  права  над  государством.

5) государство  не  только  провозглашает,  но и фактически обеспечивает (гарантирует)  общедемократические  права и свободы,  равный  статус  многообразных  форм  собственности, гибкую  социальную  политику,  защиту  личности  от  всех  форм  проявления  беззакония,  произвола и т.д.

Особо следует  сказать о либеральном  режиме,  который  отличается высокой  степенью политической  свободы, однако  вследствие  культурной  отсталости большинства  общества  и  ряда  других  причин,  реально  пользоваться  демократическими   институтами  может  небольшая часть  общества. Низкий  уровень жизни  многочисленных  слоев общества  порождает  маргинальность и склонность  к  насильственным  действиям   для  достижения  своих  социальных   целей. 

Антидемократические  режимы  отличаются  большим  разнообразием,  которое  выражается  в  различной  степени  жесткости  режима, в  своеобразие  идей  лежащих  в  его  основе.  Характерными  признаками  данного  типа  политического  режима  является:

1) народ  при  таких  режимах фактически  отстраняется  от  формирования  государственной  власти  и  контроля  за  ее  деятельностью;

2) вся  полнота  власти  концентрируется  в руках  правящей  элиты,  монополизирующей политическую деятельность и  не  учитывающей коренных  интересов  населения.

3) отсутствие  реально  оппозиции;

4) решения  государственной власти  во многом основаны на самостоятельно  установленных  полномочиях  и  реализуются при  широкомасштабном  использовании  насилия,  опоре  на  военно-полицейский  аппарат,  установление  полного  преимущества  государства  над  правом;

5) личность  лишена  надлежащих гарантий  своей  безопасности,  она  с  трудом  может  реально  пользоваться общедемократическими  свободами,  даже  если  они  формально  провозглашены,  устанавливается  полный  приоритет  интересов государства   над  гражданином.     

Выделяют  две  основные  разновидности антидемократического  политического  режима:  тоталитарный  и авторитарный.

Тоталитарный  политический  режим  характеризуется  следующими  признаками:

·       при  данном  политическом  режиме  существует одна  официальная  идеология,  сформулированная  правящей  элитой;

·       наблюдается сращивание правящей  партии с государственным  аппаратом, отсутствует  независимая  судебная  система,  а  также происходит  слияние  законодательной и исполнительной  власти  в  одном  органе;

·       государственная  власть  обеспечивает  контроль над  всеми  сферами общественной и частной  жизни граждан;

·       происходит усиление бюрократизации  исполнительной  власти, устанавливающей террор по  отношению  к  населению;

·       специфику  тоталитарного режима определяет лежащая  в  его  основе тоталитарная  идея.  

Выделяют правую форму тоталитарного режима – национал-социалистическую,  фашистскую (Гитлер, Муссолини и др.);  левую форму – классово-социалистическую (Сталин);  религиозную форму – исламский  фундаментализм.

Авторитарный  политический  режим  предполагает  общепризнанную,  но  не  ограниченную  правом  власть  одного  лица или группы  лиц,  допускающих  лишь  формальное проявление  демократии. Данный  режим  устанавливается  в периоды  кризисного состояния   общества, связанного  с  коренными  изменениями  исторически сложившегося уклада  общественной  жизни.  Он  может иметь  как позитивную, так  и  негативную  направленность.

При  данном  режиме  оппозиция  либо  прямо  запрещена,  либо ставится  в такие  условия,  которые  не  позволяют  ей  нормально  функционировать.  Публичная  власть  широко  прибегает  к  средствам подавления и администрирования. Формальным характером  отличается и разделение  властей.  Самоуправление  практически  отсутствует. Реально  все  функции сосредоточены  в  руках  диктатора. 

Разновидность  авторитарного  режима  составляют военные  диктатуры  различного  рода.

 

 

 

 

Hosted by uCoz
 
 
Hosted by uCoz