ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ПЛАН
1.
Краткая
характеристика общественной власти и социальных норм при
первобытнообщинном строе.
2.
Причины возникновения государства. Признаки, отличающие государство от
власти при первобытнообщинном строе.
3.
Возникновение права. Признаки, отличающие
право от социальных
норм доклассового общества.
4.
Основные теории происхождения государства.
ВОПРОС 1. Краткая
характеристика общественной власти и социальных норм
при первобытнообщинном строе.
История существования человечества насчитывает более 1,5 миллионов лет, большая часть
которых приходится на
первобытное общество. В силу
слабого развития производительных
сил существования человека было
возможно только в коллективе.
Основной формой социальной организации
был род. Труд был
коллективным, распределение благ уравнительным, разделение труда
происходило в соответствии с
полом и возрастом членов рода. Известно, что на первой стадии развития человеческого
общества семья носила
полигамный характер, т.е. все мужчины
были общими всех женщин
рода независимо от
степени их родства и возраста. Определить отца
ребенка в такой
семье было невозможно.
Постепенно были запрещены
браки между родителями и детьми, затем между
братьями и сестрами
и в конечном итоге внутри
рода.
Род был не
территориальной, а кровно – родственной организацией. Главенствующее положение
в семье занимала женщина. Причиной
матриархата являлась не
только невозможность
достоверно определить отца
ребенка, но и то, что
результаты женского труда были
значительнее. Женщины строили жилище, занимались собирательством, шили одежду,
готовили пищу и др.
Высшим органом власти при первобытнообщинном строе было
собрание всех взрослых членов
рода. Здесь рассматривались наиболее
важные вопросы жизни
общества: войны и мира, перехода
на другую территорию, прием в
члены рода чужаков, выборы вождя
и совета старейшин, суд и
др. Собиралось народное
собрание по мере
необходимости.
Для решения
текущих вопросов, а
также для подготовки проведения
общего собрания избирался
совет старейшин, состоящий
из наиболее уважаемых
членов рода. Для
ведения военных действий
избирались вожди, которые
в мирное время
властными полномочиями не обладали.
Вожди и члены совета
старейшин были первыми
среди равных. Никакими привилегиями
в работе и
в распределении результатов
труда они не
пользовались. На эти должности
выбирали за личные
качества члена общины, и по наследству она не
передавалась.
ВОПРОС
2. Причины возникновения государства. Признаки
государства, отличающие
его от власти при
первобытнообщинном строе.
Изменение климатических условий,
увеличение населения, развитие
производительных сил приводят
к первому общественному
разделению труда, появляются скотоводческие и земледельческие племена.
Совершается переход от
присваивающей экономике к производительной. Занятие скотоводством и земледелием позволило отказаться от
коллективных форм труда с одной
стороны и с другой сделало основным
производителем материальных благ мужчину, оттеснив женщину
на второй план.
Ее уделом стало рождение детей
и ведение домашнего хозяйства.
Возникает парная (моногамная)
семья, которая не
только может существовать
автономно, но и создавать прибавочный продукт. Постоянное
совершенствование орудий труда,
возможность получения в
результате этого прибавочного
продукта привело к выделению
из земледелия ремесла. Это
было второе крупное
общественное разделение труда.
Необходимость в товарообмене породило торговлю, деньги класс
купцов, что стало
третьим общественным
разделением труда. Появление
прибавочного продукта привело к
концентрации материальных благ в
руках небольшой части
общества. Стало выгодно не
убивать военнопленных, а заставлять их работать на себя. Власть
постепенно становится наследственной,
чему способствует и
накопление богатств у верхушки
племени. Это происходит
в результате пользования личными
привилегиями при разделении
общинной собственности. Постепенно
происходит расслоение общины
на богатых и бедных,
а далее на господ
и рабов. Возникновение
частной собственности на средства
производства и разделение общества на
классы приводит к необходимости
разрешения непримиримых противоречий
между интересами различных
социальных групп.
Таким образом, причинами возникновения
государства явились:
1) Общественное разделение
труда;
2) Появление частной собственности;
3) Социально-классовое расслоение.
Следует
иметь в виду,
что причины зарождения
государства коренятся не только в материальном производстве, но и в
воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение кровосмешения не
только способствовало выживанию и укреплению человеческого рода, но и оказало многоплановое воздействие
на развитие общества, структуру внутренних и
внешних отношений, культуру. Процесс запрета кровосмешения потребовал
применение суровых мер пресечения. Поэтому родовые органы, поддерживающие
запрет кровосмешения и насильственное его пресечение внутри рода, развитие
связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими
элементами нарождающейся государственности.
Родовая организация общества трансформировалась в
государство эволюционно, сохраняя
историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких
переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная
демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются,
но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице
военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного
принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления
уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более
разрушающие вековые порядки.
Формирование государства — длительный процесс, который
у различных народов шел разными путями. Одним из основных способов формирования государства является восточный
путь, «азиатский способ производства»
(вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь
очень устойчивыми оказались социально-экономические отношения и структура
родового строя, а именно земельная община, коллективная собственность.
Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией
родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную
группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов
остальных членов общества.
Восточный (азиатский) вариант возникновения
государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь
родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась
в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная
(коллективная) собственность постепенно превращалась в государственную.
Частная собственность тут не имела существенного значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное
влияние оказали географические условия, а также необходимость выполнения
крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита
ирригационных систем и др.), предопределили возникновение самостоятельной и
сильной публичной власти.
Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много
общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным
чиновничьим аппаратом, а их экономическую основу составляла государственная
собственность. Здесь не наблюдалось
отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и
эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е. само государство
выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс
возникновения государства на территории Европы, где главным
государствообразующим фактором было классовое расслоение общества,
обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот,
рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в
Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух групп:
свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем
утвердились демократические порядки:
равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно
землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия,
повлекшие создание мощной государственной машины.
Относительно возникновения государства
на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки
зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения
первобытных отношений зарождалось феодальное государство (это относится, прежде
всего, к Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения
родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в
ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в
первую очередь во владении землей, но крестьяне
сохраняют как свободу,
так и собственность на землю.
Этот период они называют профеодализмом, а государство
- профеодальным.
Фридрих Энгельс в
работе «Происхождение семьи, частной
собственности и государства»
выделяет три основные
формы возникновения государства:
Афинскую, Древне Римскую, Древне
Германскую.
Как уже было
сказано выше, возникновение государства
в Афинах шло
классическим путем, т.е.
происходило три общественных разделения
труда, возникает частная
собственность и классы. А
для решения классовых противоречий создается государство.
Формированию государства в Древнем
Риме способствовала борьба между
патрициями (коренным населением) и плебеями (пришлыми, либо
завоеванными народами), обладающими
частной собственностью, но лишенными
политической власти. В
результате победили патриции,
которые ввели закон 12 таблиц.
Государство Древних Германцев
возникло в результате завоевания Римской
империи, для управления которой невозможно было
использовать принципы организации
власти в родоплеменном
строе. Публичная власть
объективно должна была
встать над обществом, не совпадать
с ним.
Таким образом, на этапе производящей экономики под
воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных
захватов, запрета кровосмешения и других факторов происходит расслоение
первобытного общества, обостряются его
противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни
изживает себя, а ей на смену приходит
новая организационная форма
общества – государственность.
При всем многообразии
форм возникновения государства существуют общие
признаки, отличающие государство от власти при
первобытнообщинном строе.
1. Если первобытнообщинная организация
власти основывалась на кровном
родстве всех членов
общины, то государство
основывается на территориальной общности
населения.
2. государство – это особая
организация политической власти, непосредственно не совпадающая
с населением. Если общественная
власть при первобытнообщинном строе выражала интересы всего населения и
формировалась непосредственно
всеми взрослыми членами рода, то политическая власть выражает интересы
экономически господствующего
класса. Реализация государственной власти осуществляется особой прослойкой людей, чьи
функции только управлять.
3. государство обладает специальным
аппаратом (армия, тюрьмы, полиция, суд и т.д.).
4. Государство выполняет фискальную
функцию (сбора налогов и
других обязательных платежей)
5. государство имеет право.
ВОПРОС 3. Возникновение права.
Признаки, отличающие право от
социальных норм доклассового
общества.
Существование любого
общества возможно лишь
при выполнении всеми
его членами определенных
правил поведения. При первобытнообщинном строе отношения внутри
племени регулировались с
помощью норм, которые
одновременно являлись и обычаями и религиозными нормами
и нормами морали. В
литературе они получили
название мононормы. Все эти
нормы носили общественный
характер и не имели личной
направленности (они не удовлетворяли личных желаний и интересов). Мононормы появлялись в результате наблюдения за
жизнью сообщества с
целью избежать негативных
результатов поведения его членов.
Мононормы создавались и охранялись
общественным мнением. Возникновение частной
собственности, развитие
товарно-денежных отношений противопоставило личные интересы коллективным, усложнило социальные связи. Поскольку
цели людей стали
различны, общественное мнение перестало быть
единым, потребовалась сила,
которая могла бы подчинить людей
для выполнения общих
обязанностей. Эту задачу стал
выполнять государственный аппарат. Экономически господствующий класс для
защиты своих интересов создавал общеобязательные правила
поведения – правовые нормы,
которые охранялись принудительной силой
государства. Мононормы распались на
три большие группы
социальных норм: правовые,
религиозные, моральные.
Причины и условия,
возникновения права, во многом
аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами
первобытного общества и нормами права существовала более глубокая
преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.
Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные
свыше, правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы
государством и стали важными источниками права (обычным правом).
Право с ранних этапов своего развития наряду с
выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового
регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах
экономически господствующего класса.
Возникновение права — закономерное следствие усложнения
общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и
конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а
значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах
общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в
письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания,
ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации
правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если
раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в
условиях государства это полиция, армия и др. Споры разрешает суд. Правовые
нормы отличаются от обычаев также санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за, посягательства против
личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего - свободного, раба, мужчины, женщины.
Говоря об особенностях образования права, необходимо
помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их
влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право
возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными
его источниками становятся религиозные положения (поучения), например - Законы
Муну в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских государствах
наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем
на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и
прецедентное право.
Признаки правовой нормы:
1. право создается
государством непосредственно
или с
его санкции, остальные
нормы создаются обществом;
2. право выражает
волю экономически господствующего класса, создавая баланс
общественных, корпоративных
и личных
интересов членов общества;
3. право носит писаный
характер;
4. право обеспечивается специально
созданным государственным аппаратом.
ВОПРОС
4. Основные теорий происхождения государства.
Теологическая теория происхождения
государства исходит из того положения,
что государство существует вечно в
силу божественной воли, а
поэтому каждый обязан
смириться перед этой волей, подчиниться
ей во всем.
Согласно теологической теории,
творец всего сущего на земле, в
том числе и
государства – это Бог.
Проникнуть в тайну
божественного замысла, постичь
природу и сущность
государства невозможно. Теологическая теория
не отвергала необходимости
создания и функционирования
земного государства, обеспечения
необходимого правопорядка.
Придавая государству и
государственной власти божественный
характер она тем
самым поднимала их
авторитет, сурово осуждала
преступность, способствовала утверждению
в обществе взаимопонимания и
разумного порядка. В
настоящее время эта
концепция представляет официальную
доктрину Ватикана.
Представителем данной
теории является Ф. Аквинский.
Патриархальная теория
бала широко
распространена в Древней Греции и
рабовладельческом Риме, получила
второе дыхание во времена
средневекового абсолютизма,
и сегодня она
имеет своих сторонников. Представителями данной
теории были Аристотель, Р.
Фильмер, М.К.
Михайловский, М.Н. Покровский и др.
У истоков патриархальной теории стоял Аристотель, который
считал, что государство представляет
собой естественную форму
человеческой жизни, и что вне
государства, общение
человека с себе
подобными невозможно. Как существа
общественные, люди стремятся
к объединению, к
образованию патриархальной семьи.
А увеличение числа этих
семей и их
объединение приводят к
образованию государства.
Таким образом, государство появляется в
результате разрастания семей.
Власть монарха аналогична
власти отца в
семье. Государственная власть,
утверждал Аристотель, есть продолжение и
развитие отцовской власти,
отсюда и обязанность монарха заботиться о благополучии своих подданных.
Договорная теория
происхождения
государства получила
развитие в трудах
Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка,
Ж-Ж. Руссо, Б. Спинозы, А.
Радищева и др. Сторонники данной
теории исходили из
того, что государству
предшествует неестественное состояние,
которое они характеризовали по–разному.
Для Ж-Ж Руссо, например, люди
в естественном состоянии
обладают естественными правами
и свободами – это золотой
век человечества, для Т. Гоббса, это
состояние войны всех
против всех. Затем ради
мира и благополучия
заключается общественный договор
между каждым членом
общества и создаваемым государством. По этому
договору люди передают
часть своих прав
государственной власти и
берут обязательство подчиняться
ей, а государство
обязуется охранять
неотчуждаемые права человека
(право собственности, свободу,
безопасность и др.). Соглашение людей
по мысли Ж-Ж Руссо - есть
основа законной власти.
В результате каждый договаривающийся подчиняется
общей воле (государству), но
в тоже время
становится одним из
участников этой воли.
Суверенитет принадлежит
народу в целом,
а правители – это уполномоченные народа,
обязанные отчитываться перед
ним и подчиняться его
воли.
Теория насилия возникла и
получила распространение в
конце 19 –
начале 20 века. Ее основоположниками
были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.). Они
опирались на известные исторические
факты возникновения германских и
военных государств. Основа
государства, утверждают
сторонники данной теории – это война и
завоевание. Так, Л. Гумплович переносит
закон жизни животных на
человеческое общество, тем
самым биологизируя социальное явление. По его словам, над действиями
диких орд, обществ,
государств царит сложный закон
природа. К. Каутский утверждал,
что классы и государство появляются вместе
как продукты войны
и завоевания.
Недостаток данной теории
состоит в том, что она
гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально –
экономические факторы. Чтобы возникло государство,
необходим такой уровень экономического развития, который
позволил бы содержать государственный аппарат и
производить соответствующее вооружение. Если подобных
экономических условий нет,
никакое насилие само
по себе не может привести к
возникновению государства. Вместе
с тем, бесспорно, что насилие
играло немаловажную роль в государствообразующем процессе.
Оно не было
причиной образования
государства, но служило мощным
катализатором этого процесса.
Психологическая теория
происхождения государства,
представителем данной теории
был Л.П. Петражитский.
Возникновение государства объясняется
свойствами человеческой психики,
потребностью индивида жить в коллективе,
его стремлением к поиску
авторитета, указаниями которого
можно было бы
руководствоваться в
повседневной жизни, желанием
повелевать и подчиняться.
Марксистская теория
происхождения
государства наиболее полно отражена в
работе Ф. Энгельса «Происхождение
семьи, частной собственности и государства». Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход.
Сторонники данной теории связывают возникновение
государства с частной собственностью, расколом
общества на классы,
классовым антагонизмом. Суть
данной теории выражается словами: «Государство есть продукт проявления
непримиримых классовых противоречий».